Профессиональное самоопределение обучающихся: важные аспекты построения образовательной и профессиональной траектории.
Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о себе, своих способностях и возможностях, о мире труда, положительной трудовой направленности.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями.
Задача школьного психолога – в тесном взаимодействии со всем педагогическим коллективом способствовать социализации подростков в условиях постоянно меняющегося мира, помочь им в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.
Психологи ГБОУ СОШ “Оц” с.Богатое в течение учебного года проводят системные тестирования обучающихся 9 и 11 классов, чтобы помочь им разобраться в своих способностях и возможностях, выбрать нужные предметы на ГИА, качественно подготовиться к сдаче экзаменов.
При индивидуальной беседе с психологом, каждому учащемуся предоставляется уточняющая характеристика по результатам индивидуальных тестов. Для унификации времени и самой процедуры, тестирования проходят не на бумажных носителях, а с использованием компьютерных вариантов и программ, на оборудовании мультимедийного кабинета и класса для занятий по информационным технологиям. Учащиеся по окончании тестирования незамедлительно получают развернутое описание по темам и направлениям, заложенным в тесте.
С учащимися 9-х и 11-х классов проведены тестирования по следующим тестам:
1. Тест профессионального личностного типа Голланда – методика, разработанная американским психологом Джоном Голландом. Модель предложенная Голландом, описывает одновременно тип личности и вид деятельности, к которой человек данного типа имеет наибольшие склонность, предрасположенность, способность. Методика помогает определить тип социально-профессиональной направленности и облегчает дальнейшее определение профессии. Тест рекомендуется для выпускников общеобразовательных учреждений, определяющих для себя специальность перед поступлением в учебное заведение;
2. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности- модификация подросткового варианта личностного опросника Айзенка EPI, разработанная Т.В.Матолиной. В зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии классифицируются 32 типа личности. Интерпретация содержит вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа;
3. Дифферециально-диагностический опросник (ДДО), разработанный Е.А.Климовым, предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с авторской классификацией типов профессий. Используется в профориентации подростков. Результаты теста показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Перед учащимся раскрывается его внутренний мир, с новых сторон, в новой, неизведанной плоскости, что помогает оценить себя, согласиться с результатами и развиваться в выбранном направлении или разбираться в себе дальше, формировать систему знаний о себе, своих способностях и возможностях.
Дмитриев А.С., педагог-психолог