Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка
Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь,
несомненно, закладывается с детства.
И.Соколов-Микитов
Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для многих является призрачным понятием, окутанной неизвестностью. У населения возникает четкое представление о том, что проблемами экологии должны заниматься некие солидные инстанции, а роль простого рядового жителя планеты, в решении экологических проблем, ничтожно мала. Это неверно! Экологическое воспитание начинается в семье. Детство — самый ценный этап в развитии экологической культуры человека: закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности — отношением к природе ближайших родственников ребёнка. Всем известно, «ребенок учится всему, что видит у себя в дому». Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах — в семейные отношения. Развитию познавательного интереса к природе, уяснению ее ценности как объекта познания родители могут способствовать самыми разными способами. Например: когда дома выращивают комнатные растения, следует не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом и развитием. Формированию бережного отношения к окружающей среде способствует и совместная трудовая деятельность: изготовление кормушек и скворечников для птиц, их размещение в парке, лесном массиве, в саду и подкормка птиц.
Примером такой семьи стали Харьковы, сыновья в которой — Максим и Валерий — растут отзывчивыми, любящими природу людьми. Вместе с членами школьного лесничества «Юный эколог» ГБОУ СОШ с.Богатое, Харьковы неоднократно выезжали в лесной массив, размещали кормушки и кормили птиц. Дети с интересом наблюдали, как птицы прилетали к кормушкам и клевали насыпанное. Родители с удовольствием помогали сыновьям, делали фото на память для семейного альбома. Дети в этой семье растут отзывчивыми, любящими природу.
Типикина Т.И. руководитель ш/л «Юный эколог»