Летняя профильная смена
Каникулы – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятие накопившегося за время учебы напряжения, восполнение израсходованных сил, период свободного общения детей, удовлетворения индивидуальных интересов, потребностей, склонностей, но и приобретения новых знаний, умений, навыков в сферах, ранее недоступных детям.
Профильные смены сегодня востребованы, популярны и являются эффективными формами организации отдыха детей, подростков и молодёжи. Основным в содержании деятельности профильной смены является практическая отработка знаний, умений и навыков в определенном виде деятельности.
Значение практической деятельности трудно переоценить, а ее актуальность во все времена подтверждается высказываниями известных людей.
Жан-Жак Руссо (французский писатель, философ, мыслитель эпохи Просвещения): Час работы научит больше, чем день объяснения.
Профильные смены по робототехнике в рамках реализации социально-значимого проекта «Центр научно-технического творчества» проводятся в каникулярное время с учащимися различных возрастных групп.
Во время работы профильных смен ребята под руководством педагога занимаются робототехникой. Младшая группа изучает основы робототехники, свойства сжатого воздуха и своими руками мастерят механизмы на пневматике. Средняя занимается набором миндсторм EV3 собирая движущихся роботов и программирует их.
Целью профильной смены является создание условий интеллектуального, творческого развития и профориентационной подготовки учащихся к инженерной профессии с применением образовательной робототехники и информационных технологий. В ходе работы решаются задачи: экспериментально апробировать внедрение робототехники в начальном и среднем звене обучающихся; создание и защита проектных творческих работ с использованием цифровой техники, компьютера и лего –конструкторов, поставленных в рамках проекта «Центр научно-технического творчества».
А так же решаются образовательные задачи: развитие у детей качества и умения человека информационного века — медиа грамотность, критическое и творческое мышление; ребята учатся работать в команде при создании проектов; повышают уровень ИКТ-компетентности и компьютерной грамотности.
Для работы профильной смены привлекаются не только педагоги, но учащиеся волонтеры, это ребята, которые ранее получили навыки работы с робототехническими наборами, имеют наработанный опыт.
Ребята обучаются работать на наборах:
—LEGO Education «Набор простых механизмов» и Wedo2;
—LEGO Mindstorms EV3;
Конструируя и создавая новые модели, ребята учатся общаться, находить современные (иные) решения и воплощать новые идеи. Создавая базовую модель механизма, обучающиеся дорабатывают его конструкцию, имеют возможность совершенствовать техническую сторону, видят отличия в функционале при внесении изменений, создают свое, реализуют свои задумки, да иногда в борьбе с одноклассниками доказывают жизнеспособность своих идей.
Все это вы скажите было и раннее возможно, при создании проектов ручной работы, но робототехнические наборы позволяют ускорить процесс создания проекта, оптимизировать время, затраченное на изготовление проекта, увидеть, как из определенного набора незначимых деталей формируется объект, видоизменяется, совершенствуется, возможно без потери времени в корне изменить технический подход к конструированию.
Процесс технического мышления объединяет учащихся, оптимизирует группы, формирует новые компетенции социального взаимодействия, в том числе
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его. Ряд детей реализовались в иной ипостаси, раскрыли спящие способности и утвердились в иной роли в классном и школьном коллективе
Профильные смены по характеру и форме проведения отвечают и системно-деятельностному подходу, который является методологической основой ФГОС (готовность к саморазвитию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды; активная учебно-познавательная деятельность; построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
А профильные смены по робототехнике направлены на получение значимого и актуального на сегодняшний день инженерно-технического образования.
В процессе работы в лагере особенно интересны защиты робототехнических проектов, созданных ребятами в течение смены. Когорта роботов, созданных на базе конструкторов LEGO Mindstorms EV3, продемонстрировала свои возможности двигаться по заданной траектории, поворачиваться на определенный угол и даже преодолевать препятствия. Интересные возможности показали роботы: «Собака”, «Механическая рука», созданные из конструкторов LEGO Education «Набор простых механизмов» и Wedo2.